Документы

Механизм создания условий привлечения инвестиций в коммунальный комплекс Нижегородской области

Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из крупнейших отраслей российской экономики, услугами которой пользуется все население страны. Потенциально,  это одна из самых привлекательных отраслей экономики для инвесторов, но текущее состояние коммунального хозяйства и недостаток инвестиционных средств на его восстановление – одна из причин неэффективности существующей системы управления в отрасли.

Для решения данной проблемы в октябре 2007 года Губернатором нижегородской области была одобрена концепция «Механизм создания условий привлечения инвестиций в коммунальный комплекс Нижегородской области», которая предусматривает:

  • Развитие коммунальной сферы на основе государственно-частного партнерства;
  • Совершенствование тарифного регулирования организаций коммунального комплекса;
  • Повышение эффективности государственной бюджетной политики.

Реализация указанных задач в среднесрочной перспективе позволит сформировать условия для дальнейшего развития отрасли и продолжения начатого процесса преобразований.

Финансовые результаты предприятий коммунального комплекса Нижегородской области в 2006 г., несмотря на значительный рост доходов, ухудшаются.

Это результат проявления основных проблем коммунальной отрасли:

1. Отсутствие комплексного планирования своих территорий муниципальными образованиями и несистемный подход к ремонту и реконструкции коммунального комплекса со стороны муниципальных предприятий, что приводит к значительному износу  технологического оборудования. Это, в свою очередь, приводит к значительным технологическим потерям и как следствие росту тарифов на ЖКУ. При этом муниципальные власти, передав муниципальным коммунальным предприятиям в хозяйственное ведение или аренду имущество коммунальных комплексов, не имеют возможности и ресурсов изменить ситуацию, а региональные органы власти не имеют реальных рычагов воздействия на ситуацию.

2. Отсутствие механизма привлечения и обеспечения возврата частного капитала. Не выстроена система, позволяющая частному инвестору контролировать процесс возврата инвестиций. Недостаточные инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс обусловлены отсутствием гарантий возврата инвестиционных вложений.

  • Возвратность средств инвестору должна быть обеспечена за счет эффективной работы муниципальных предприятий, которые на сегодняшний день в большинстве своем убыточные, в том числе из-за неэффективного управления.
  • Федеральный Закон № 210-ФЗ, предусматривающий механизм возврата инвестиционных вложений, как правило, не реализуется. Только в 20-ти процентах муниципальных образований Нижегородской области приняты инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
  • Длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов в коммунальном комплексе диктуют необходимость передачи муниципальными образованиями прав владения и пользования объектами коммунальной инфраструктуры эксплуатационным предприятиям на долгосрочной основе. В то же время, реализация указанного условия инвестирования невозможна в связи с тем, что право собственности муниципальных образований на объекты коммунальной инфраструктуры, как правило, не зарегистрировано.
  • Необходимость формирования долгосрочных тарифов организаций коммунального комплекса также обусловлена значительными сроками возврата инвестиционных вложений в коммунальный комплекс.

3. Недостаточная эффективность существующего механизма управления – основная проблема коммунального комплекса области.

Для решения этих проблем предлагается следующее:

На первом этапе – создать Областную управляющую компанию, что обусловлено необходимостью содействия Министерству ЖКХ Нижегородской области в реализации его задач по разработке и реализации мер государственной поддержки для привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов в коммунальный комплекс Нижегородской области.

В этой связи основными задачами областной управляющей компании являются:

  • систематизация требований частных инвесторов к инвестиционным программам и проектам в коммунальном комплексе;
  • содействие муниципальным образованиям Нижегородской области в формировании инвестиционных программ, соответствующих требованиям инвесторов.

На втором этапе провести заключение инвестиционных контрактов между частными инвесторами и муниципальными образованиями

Министерство ЖКХ Нижегородской области поручает муниципальным образованиям предоставить инвестиционные программы и проекты по комплексной реконструкции и развитию инженерных инфраструктур муниципальных образований в  Министерство и Нижегородскую областную управляющую компанию. При этом Нижегородская областная управляющая компания оказывает содействие муниципалитетам в подготовке инвестиционных проектов для участия в конкурсе, создании нормативно-правовой базы, согласно требованиям 210 ФЗ и формировании документации для включения в областные и федеральные целевые программы. Инвестор передает Нижегородской областной управляющей компании полномочия по проведению отбора (в том числе конкурсного) инвестиционных программ и проектов. По результатам проведенного отбора Инвестор заключает инвестиционные контракты с муниципальными образованиями.

На третьем этапе провести заключение долгосрочных договоров аренды муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов.

Для создания условий реализации гарантий возврата инвестиционных вложений, муниципальные  образования в установленном законодательством порядке проводят открытые конкурсы на право заключения долгосрочных договоров аренды имущества коммунального комплекса между операционными компаниями по эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры.

Соответствие Оператора (победителя конкурса) требованиям реализации инвестиционной программы и инвестиционного контракта является основанием для исполнения инвестором обязательств по вложению инвестиций.

На четвертом этапе консолидировать все инвестиционные программы в единый проект и получить государственную поддержку инвестиционного фонда Российской Федерации.

ОАО «Нижегородская областная управляющая компания» консолидирует программные мероприятия инвестиционных программ по развитию систем коммунальной инфраструктуры с целью создания инвестиционного проекта для получения государственной поддержки Инвестиционного фонда Российской Федерации на условиях софинансирования за счет средств частного инвестора и консолидированного бюджета Нижегородской области.

После проведения всех процедур, связанных  с анализом заявки, экспертизой проекта и отбора инвестиционного проекта инвестиционной комиссией МЭРТа, Правительство РФ утверждает перечень инвестиционных проектов, представленных правительственной комиссией по инвестиционным проектам, на основании которого заключается Инвестиционное соглашение. 

Таким образом, выстраивается структура управления инвестиционной деятельностью в коммунальном комплексе Нижегородской области. Нижегородская областная управляющая компания на основе представленных муниципальными образованиями инвестиционных программ формирует:

  • Инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, финансируемые частными инвесторами;
  • Областные целевые  и федеральные программы, финансируемые за счет средств муниципальных, регионального и федерального бюджетов;
  • Инвестиционный проект, реализуемый на условиях софинансирования за счет средств Инвестиционного фонда РФ, частного инвестора и консолидированного бюджета Нижегородской области.

Данный проект предполагает минимальный объем инвестиций 5 млрд.руб. , из них 1,5 млрд. руб. –средства частного инвестора и 3,5 млрд руб. – средства Инвестфонда Российской федерации и консолидированного бюджета Нижегородской области.

В результате реализации проекта, начиная со второй половины  2009 года  коммунальный комплекс НО должен работать с рентабельностью 8%, и его прибыль в последний год реализации проекта должна составить 1,8 млрд. руб.

Ожидаемые эффекты от реализации данной концепции:

  • Увеличение доходной части регионального и местного бюджетов;
  • Ежегодное увеличение доходной части регионального и местного бюджетов после реализации проекта;
  • Ежегодное снижение инвестиционной нагрузки на региональный бюджет с 60 %  до 23 % (от общего объема инвестиций), при ежегодном совокупном росте объема инвестиций в 3 раза;
  • Ликвидация убыточности коммунальных предприятий муниципальных образований, участвующих в проекте;
  • Повышение надежности работы оборудования и сокращение затрат на аварийно-восстановительные работы;
  • Снижение сверхнормативных потерь и сокращение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов.

Ожидаемые социально-политические эффекты:

  • Сохранение имущества в собственности муниципальных образований;
  • Увеличение  фонда заработной платы, как в период реализации проекта, так и после реализации проекта на предприятиях, прошедших модернизацию;
  • Увеличение уровня благоустройства жилищного фонда и снижение стоимости нового строительства за счет инвестирования в создание новых  мощностей коммунального комплекса;
  • Повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг за счет реновации основных фондов;
  • Снижение темпов роста тарифов на коммунальные услуги после реализации проекта.
Дата создания страницы: 06.02.2008
Дата модификации страницы: 28.03.2014